АНО ДО «ПЕРВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ЭТИКЕТА, СТИЛЯ И КУЛЬТУРЫ»

Простое решение для достижения успеха



Виктория Калашникова, Выпускница Австрийской Высшей Школы Этикета, член ассоциации культуры и этикета при Комитете поддержки программ Президента РФ в сфере образования и культуры.

Мы живём в огромном современном мире, и этот мир ежедневно диктует свои условия, ставит нас перед выбором, как в профессиональной деловой сфере, так и в личных взаимоотношениях. В связи с этим важно принимать верные решения и делать правильный выбор.

Что же может быть нам в помощь!?

Ответ на этот вопрос прост: модель поведения и жизненные ценности, которые мы растим внутри себя. Успешные люди принимают правильные решения, потому что во главе порядка и здоровых взаимоотношений стоят правила, хорошие манеры, полезные привычки, и это все называется красивым словом - ЭТИКЕТ!

“Хорошие манеры во все времена считались отличительной особенностью цивилизованных людей”

Так как этикет достаточно богатая и обширная тема, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете.

Предлагаю Вам вспомнить строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали

“Как точно заметил великий писатель и солнце русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, что о человеке многое можно понять по его речи. Именно по речи судят о культуре и образованности человека, о его характере, темпераментности и воспитанности.”

Наша способность говорить грамотно, учтиво, вежливо, соблюдая правила речевого этикета, является одним из самых важных аспектов речи.

Речевой этикет необыкновенно обширен, он включает в себя множество слов и выражений, которые помогают нам в разнообразных ситуациях. Людей, которые владеют правилами речевого этикета, «выдает» положительная тональность разговора. Эти люди постоянно употребляют в общении этикетные выражения, такие как: «добро пожаловать»; «благодарю Вас»; «Вы правы»; «я разделяю Ваше мнение»; «извините меня»; «пожалуйста»; «совершенно с Вами согласен» и другие.






Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но также души и ума. Стоит отметить, что речевой этикет – это универсальное языковое явление, присущее всем народам мира.

Речь всегда должна быть дружелюбной, и в таком случае, даже враждебно настроенная аудитория положительно оценит это, а общение будет приятным. Дружелюбие – одно из самых основных условий успеха общения и действенности речи.

“Второе необходимое условие успеха – вежливость. Её так часто не хватает, и самое главное - ее не может быть много. Вежливость – это внешнее проявление доброжелательного отношения к окружающим. ”

Она реализуется непосредственно в общении и является ядром речевого этикета в различных ее проявлениях: официальная вежливость, дежурная вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность и галантность.

Речевой этикет служит действенным средством снятия речевой агрессии, следует только усвоить одно правило, что на грубость нельзя отвечать грубостью. Это может повлечь за собой серьезный конфликт, а вот корректный и вежливый ответ напротив, может урегулировать любой спор и даже поставить на место грубияна.

“Слова - мощное оружие. Грамотная и убедительная речь формирует хорошее мнение о человеке.”

Создать доброжелательную атмосферу общения можно несколькими приемами:

- называйте человека по имени

Психологами доказано, что звучание собственного имени для слуха человека воспринимается, как самая приятная мелодия и моментально располагает к собеседнику;

- внимательно слушайте человека, не перебивая его;

- будьте щедры на комплименты:

Делайте их внешнему виду, красивой обстановке, качествам своего собеседника, ведь именно комплиментам присвоено звание «золотые слова»;

- обязательно используйте в разговоре слова одобрения и вовлеченного уточнения.

Для приятного общения необходимо учитывать и невербальные средства: выражение лица, жесты, позы, телодвижение. Следует отметить, что мимика – это движение лицевых мышц и именно оно выражает внутреннее состояние человека, а вот жест – это движение, обозначающее или сопровождающее речь. Главное, что хочу отметить в этом разделе – не жалейте улыбок.

“Улыбка воспринимается, как проявление теплых и дружеских чувств, и служит для собеседников подтверждением того, что Вы друг другу интересны. Улыбка всегда вызывает такую же ответную реакцию. Улыбчивые люди воспринимаются окружающими, как более симпатичные и приятные в общении – и это общеизвестный факт.”

Также в коммуникациях следует учитывать взгляд, особенно при общении людей разных национальностей. Обращаем внимание на то, что арабы, латиноамериканцы и европейцы направляют свой взгляд на собеседника, а длительность взгляда у всех разная. Русские и шведы смотрят дольше, чем англичане; на востоке же невежливо смотреть в глаза, поэтому они направляют взгляд в сторону. Вот почему прямой взгляд русских воспринимается многими восточными народами, как невежливость и дерзость. А взгляд в сторону, являющийся нормой для людей восточной культуры, воспринимается русскими, как стеснительность или нежелание быть искренними.

Следующей базовой потребностью при коммуникации является внимание – вот, что желают получить люди. Нормой русского этикета считается, когда говорящие внимательно и заинтересованно смотрят друг другу в глаза.

“Единственный бесценный подарок, который не запылится, не разобьется и не перейдет в другие руки – это наше внимание к близким людям и друзьям.”

Успеху в коммуникации так же способствует невербалика рук, точнее даже положение ладони. Существует три основных жеста ладони

- положение ладони вверх,

- положение ладони вниз,

- положение указывающего перста.

Представим с Вами такую ситуацию: Вас кто-то просит взять пакет документов и отнести их в другой кабинет, мы будем с Вами использовать одни и те же слова, говорить с одним выражением лица и одним тоном голоса, меняться у нас будет только лишь положение ладони

- Положение открытой ладони вверх – это доверительный, не угрожающий жест. Любой человек воспринимает этот жест, как просьбу с Вашей стороны и не чувствует при этом давления.

- Когда ладонь повёрнута вниз, в этом жесте чувствуется явный оттенок высокомерия или строгости, что человек может воспринять, как приказ, и даже может возникнуть чувство враждебности.

- Перстоуказывающий жест: пальцы сжаты в кулак, и вместе с выставленным пальцем вся конфигурация становится похожа на своеобразную дубинку. Этот жест является наиболее раздражающим и воспринимается человеком, как принуждение к подчинению.

“Безусловно, самым удачным считается жест в положении открытой ладони. Установлено, что в процессе общения с людьми мы получаем за счет языка жестов, мимики от 60 до 80% информации и только 20-40% информации передается с помощью слов. ”

Эти данные заставляют задуматься о значении бессловесных форм общения и их роли в установлении контактов между людьми.

Самые распространённые непроизвольные движения, которые мешают слушать людей:

- человек хмурится;

- трогает себя за нос или уши;

- поправляет волосы или одежду;

- откидывает назад голову резким движением, отбрасывает волосы со лба;

- подергивает плечом;

- комкает платок или что-то другое в руках;

- покачивается, как «ивушка» из стороны в сторону или вперед-назад;

- морщит нос, лоб.

Понаблюдайте, пожалуйста, за собой и окружающими – это и правда полезно, такое упражнение помогает избавиться от отрицательных привычек. Ведь именно манеры помогают расположить собеседника к себе.

“Речевое поведение – это зеркало, которое отражает уровень внутренней культуры и воспитанности, доброжелательное и искреннее отношение к собеседнику. ”

И в завершение разговора о речевом этикете, хочу напомнить шесть разговорных максим, которые верно служат нам в любых жизненных ситуациях:

I. Максима такта – мы никогда не реагируем на хамство и не провоцируем его.

II. Максима скромности – никогда не кичимся своим положением и, даже представляя своих обеспеченных друзей, делаем акцент не на достатке и статусе, а представляем таланты, хобби и достижения.

III. Максима одобрения – высказываем свое мнение в одобрительном ключе.

IV. Максима благородства – учимся хоть изредка спрашивать незнакомых людей: - «Чем я могу Вам помочь? »

V. Максима согласия – мы не провоцируем скандалы и споры, и тем более не участвуем в них.

VI. Максима симпатии – искренне улыбаемся людям, оптимистично смотрим на жизнь и ни в коем случае не беспокоим людей своими проблемами и жалобами.

Знание и соблюдение этих максим помогут в любой коммуникации произвести приятное впечатление на собеседника, ведь именно они являются основными заповедями воспитанных, элегантных, культурных, интеллигентных и, как следствие, успешных людей.

“Один из талантливых людей, Константин Сергеевич Станиславский, который вошел в историю России, как теоретик и педагог, сказал: «Знания дают уверенность, уверенность порождает свободу, а она, в свою очередь, находит выражение в физическом поведении человека. Внешняя свобода – результат свободы внутренней». ”

Изучая биографии многих выдающихся людей, возникает уверенность, что только при осознанном отношении к жизни, где есть место этикету и вежливости, будут царить любовь, добро, нежность и взаимопонимание.

Дорогие друзья, любите друг друга, поддерживайте друг друга, делитесь с близкими и партнерами своими успехами и всегда помните, что вы - самые прекрасные люди на этой планете!

Открыть для себя мир этикета, получить знания дипломатического протокола и всех видов этикета, а также обрести свой имидж и элегантность манер, вам помогут наши преподаватели.