“РАЗГОВОРНЫЙ КЛУБ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «STEPLIGHTER» ”

Пособие для тех, кто хочет научиться мыслить на английском


Олег Щепелев, автор учебного пособия и организатор разговорного клуба английского языка STEPLIGHTER.



В 2019 году вышла новая книга Steplighter для изучающих английский язык. Она представляет собой интенсивный курс по практике речи для широкого круга лиц, совершенствующих свой английский.

В отличие от традиционных разговорных клубов, Steplighter предлагает учебную программу по методике разговорных клубов, с последовательностью обучения и повторением изучаемого материала. Вопросы и задания книги ранжированы по сложности на несколько уровней: Pre-Intermediate (уровень A2), Intermediate (уровень B1), Upper-Intermediate (уровень B2) и Advanced (уровень C). Пособие может быть использовано как для занятий языкового клуба, так и для регулярных занятий по практике речи, целью которых является формирование навыков свободного общения.

В двух частях книги предлагается тридцать тем и более полутора тысяч вопросов для обсуждения. Для каждой темы составлен тематический словарь и даются упражнения на запоминание отдельных слов и выражений, которые можно использовать в дискуссиях.

В каждой теме можно найти как репродуктивные, так и творческие вопросы, с помощью которых проверяется умение учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать полученную информацию, доказывать и конкретизировать свою точку зрения и многое другое.

Существуют различные форматы организации и проведения разговорных клубов. Они описаны в методической записке к книге Steplighter. Последовательность выполнения заданий и выбор дискуссий зависит от характера группы и уровня знаний её участников.

Одним из вариантов работы с книгой является последовательное обсуждение вопросов и параллельное освоение новой лексики. Сначала студенты отвечают на вопросы уровня 1. Это необходимо для речевой разминки и знакомства с темой. Затем студентами изучается новая лексика, и выполняются упражнения на запоминание новых слов и выражений по теме.

Ответы на вопросы уровня 2 учащиеся готовят заранее. Они делают письменные заметки, если это необходимо, и готовятся к устному ответу на следующем уроке. Вопросы уровня 3 обсуждаются без предварительной подготовки на уроке, а к ответам на проблемные вопросы уровня 4 студенты готовятся заранее.




Таким образом, студенты развивают навык спонтанной речи и учатся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в сети Интернет и других источниках, готовят свою речь для выступлений. Благодаря составленной учебной программе, занятия становятся более разнообразными: учащиеся успевают говорить по вопросам и выполняют различные письменные упражнения и задания на практику речи по изучаемой теме. Это способствует лучшему усвоению знаний на занятиях.

В учебном пособии затрагиваются многие актуальные темы, что способствует развитию у учащихся языковых компетенций в процессе коммуникации и повышению осведомленности о многих социально значимых проблемах.

Чтобы запомнить больше слов и активизировать свой словарный запас по изучаемой теме учащимся предлагается в первом упражнении каждого урока Steplighter выполнить несложное, но очень эффективное упражнение.

В этом задании необходимо правильно подобрать определения к изучаемым словам на английском языке. Предлагается следующий алгоритм работы: сначала учащийся читает и переводит слова из первого столбца, затем читает дефиниции и подбирает к ним правильные ответы.

После того как задание выполнено, можно проверить себя: закрыть первый столбик и читая определения, называть к ним слова. Это же упражнение необходимо выполнять при повторении ранее изученного материала.

Работа с дефинициями помогает лучше понять содержание изучаемой лексической единицы или ее семантическое наполнение и активизировать больше слов по теме, научиться подбирать к новым словам синонимы. Данное упражнение полезно как для развития письменной, так и устной речи.

Во втором задании каждой темы Steplighter учащимся предлагается подобрать для каждого предложения подходящее слово или выражение из рамочки. И если это необходимо, то изменить его форму.

Это упражнение помогает активизировать различные грамматические формы и способствует развитию навыка правильного построения предложений с использованием новых слов и выражений. В этом упражнении повторяются некоторые слова из предыдущего задания, что способствует их лучшему запоминанию.

Следующие упражнения - на перевод с русского на английский. Здесь вы еще раз используете изученную лексику на практике.




Вообще, упражнения на перевод очень полезны и эффективны, так как решают сразу несколько задач: студенты учатся правильно использовать изученные слова и выражения при продуцировании речи на иностранном языке, лучше понимать контекст и отличия в лексических значениях слов. Ни один онлайн переводчик не сможет перевести так, как это может сделать человек. Кроме того, грамматические конструкции лучше откладываются в памяти, когда мы их записываем, не говоря уже о написании самих слов.

Результат такой тренировки очевиден: вы начинаете мыслить шире, не переводите все дословно, а ищите совпадения смысла, привыкаете правильно строить предложения и учитесь думать на английском, когда формируете высказывания.

Данное упражнение способствует формированию и развитию у учащихся навыка переводческой компетенции с использованием новых слов и выражений урока.

На отдельной странице в конце каждой темы книги Steplighter даются упражнения на практику речи с изображениями.

В первом задании нужно выполнить 2 упражнения: описать каждую фотографию и выбрать для сравнения подходящие комбинации из двух фотографий. План для выполнения этих упражнений с ключевыми словами и выражениями приведен в приложениях в конце книги. Рекомендуемое время для каждого ответа по этому заданию около 2 минут. В ответе должно быть 12-15 предложений.

Это задание развивает навык спонтанной речи по изучаемой теме и помогает подготовиться к устной части ЕГЭ. Упражнение учит анализировать и сравнивать фотографии, облекать зрительные образы в словесные формы.

Второе задание на фото страницах книги Steplighter относится к заданиям повышенной сложности и требует от учащегося умения построить рассказ с элементами рассуждения по одной или нескольким выбранным фотографиям.

Тему для рассуждения обычно формулирует преподаватель. Это может быть, например, рассказ о жизни выдающегося человека или размышление по какому-нибудь проблемному вопросу, например, о преимуществах и недостатках жизни в городе и за городом.

Предполагается, что учащиеся должны уже ориентироваться в вопросах темы и владеть навыками построения и презентации различных текстов, что необходимо для тренировки монологической устной речи. Рекомендуемое время для каждого ответа по этому заданию около 5-7 минут.




При повторении изученных тем учащиеся просматривают тематический словарь, вопросы и выполненные ими упражнения для подготовки к контрольным точкам по разделам.

В конце книги Steplighter находится таблица учета индивидуальных достижений учащихся по 5 параметрам, которая помогает правильно оценить степень развития языковых компетенций студентов. Здесь вы найдете и примерные критерии для их оценки.

Преподаватель оценивает устный ответ студента с точки зрения содержания, правильности и разнообразия использованных грамматических конструкций и лексики, фонетики и взаимодействия с другими участниками общения.

Данная информация полезна и преподавателям и студентам, поскольку она позволяет выявить проблемы, над которыми нужно работать, и увидеть динамику развития языковых компетенций каждого ученика.

Таким образом, по каждой теме или разделу можно провести зачёт, а полученные результаты обобщить и проанализировать.

Использование книги на занятиях по английскому языку поможет учащимся обрести навык исследовательской работы и развить свое красноречие на языке общения, продемонстрировать умение логически мыслить на иностранном языке и быстро находить остроумные ответы на поставленные вопросы, правильно выражать свои мысли.

Занятия в формате разговорного клуба учат уверенному и обдуманному поведению в процессе общения, умению использовать интонации, соответствующие цели высказывания, и делать свою речь эмоциональной, что необходимо для развития навыка живого общения.

В процессе работы можно улучшить свою способность восприятия речи на слух, так как во время совместного выполнения заданий необходимо внимательно слушать всех участников беседы.





Занятия по практике речи в формате разговорного клуба интересны учащимся и полезны для повышения их уровня знаний по предмету, развития универсальных учебных действий и компетенций. Данная книга может быть с успехом использована в образовательном процессе в контексте технологии педагогического целеполагания.

Данное учебное пособие подходит для формирования и развития у учащихся навыков общения и критического мышления и рассчитано на широкую аудиторию. Его можно с успехом применять в школе для подготовки к ЕГЭ, в высших учебных заведениях и на курсах изучения иностранных языков.

Книги Steplighter сейчас можно найти в нескольких московских магазинах, таких как «Молодая Гвардия, «Библио-Глобус», «Москва» и «Московский Дом книги» на Арбате, в некоторых библиотеках и на книжных ярмарках.

Узнать подробности и задать интересующие вопросы можно на официальном сайте в сети Интернет www.steplighter.ru